?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ИНТЕРВЬЮ КРИСТОФЕРА ХОУКА
для Московской ассоциации аналитической психологии 
подготовила и провела Наталия Павловская
1. Влияет ли, по вашему мнению, кинематограф на коллективное сознание? 
Мне кажется, фильмы вообще очень тонко реагируют на изменения в культуре. Возможно, они не ведут культуру, но очень чутки к ней, к коллективному бессознательному вообще и к тому, что человечество хочет высказать.
2. Как вы думаете, можно ли считать кинематограф современной версией античной мифологии?
Юнг так полагал. Он считал, что мифологические персонажи трансформируются в современные образы. Например, падающие самолеты в фильмах представляют собой летящий рок, старушка, продающая овощи, могла бы быть Персефоной. 
Но мне кажется, что в фильмах, скорее, отображается коллективное восприятие, которое канализируется через чувствительных создателей кино. А происходит это в ходе коллективной работы - ведь киносъемочный процесс всегда коллективный. Поэтому в фильмах одновременно присутствует и что-то индивидуальное и нечто коллективное. 
Все зависит от того, насколько каждый находит место в своем современном сознании для древней мифологии. Существует современная мифология, и она несет  в себе столько же смысла и значения, сколько и древние мифы. Поэтому мне не кажется, что необходимо низводить современные истории до древних. У нас есть свои собственные мифологии, которые нас  вполне устраивают. 
Не следует предавать слишком большое значение чему-то просто потому, что это было первым. Возможно, мифология – вообще понятие вне времени.
3. Целесообразно ли, по-вашему, обращаться в аналитической работе к кинематографу, как к архетипической мифологии?
Мои клиенты очень часто приносят рассказы о фильмах, кто-то даже принес ноутбук и показал мне важную для него сцену. В таких случаях нужно помнить: всегда будет оставаться загадкой, что именно этот фильм значит для человека. Но рассказ о фильме является способом передать нечто важное. 
Существует несколько уровней коммуникации: "я-ты", когда клиент - с вами и пытается эмоционально передать то, что происходит с ним; 
другой уровень похож на работу со сном. Юнг говорил: «сон – это явление природное», но фильмы, конечно, не являются частью природы. Может быть, то, как фильм на нас влияет, какой вызывает у нас резонанс, имеет загадочную природу, эквивалентную тому, как сон способен вынести нечто из бессознательного. В этом смысле для некоторых людей фильмы имеют огромное значение. 
Когда клиент приносит фильм или сцену из фильма, необходимо помнить: даже если аналитик уже смотрел это кино, он не видел кино клиента. Он видел фильм, но не так, как клиент видел его. Поэтому нужно быть очень восприимчивым в своей работе с фильмами, которые приносят клиенты. Даже если вы пойдете посмотреть фильм после обсуждения его с клиентом, вы не обязательно сможете увидеть, что же такое клиент имел в виду.
И, конечно, не стоит злоупотреблять интерпретациями такого материала.
4. Ваше отношение к идее Хиллмана, описанной им в эссе «Исцеляющий вымысел» о том, что каждый человек живет в пространстве своего собственного драматургического сюжета,  являясь его сценаристом, режиссером и актером.
Мы сами составляем нарратив нашей жизни из воспоминаний, из выборов, действий, из того, что мы надеемся сделать дальше. 
Что касается кино, его ведь не только режиссирует режиссер и разыгрывают актеры. Есть моменты, когда мы, зрители, участвуем в кино-истории и реконструируем ее в процессе просмотра. 
В терапии сейчас ведь уже не так актуально это: "ага, так вот в чем причина!", "моя мама уронила меня на голову, и вот поэтому я теперь такой!". В гораздо большей степени терапия сейчас это - создание истории, нарратива, который имеет смысл и значение для вас. 
Не обязательно находить причины, важнее давать имя своим эмоциям, своим частям, комплексам, архетипическим влияниям, осознавать отношение к ним, понимать их значение и важность. 
Я не сказал бы, что мы драматизируем происходящее, скорее, мы создаем эпизоды - как в кино.
5. Что, на ваш взгляд, роднит глубинную психологию и кино?
Коллективные темы и архетипические образы в кино. Мы можем узнавать их и, как юнгианцы, быть восприимчивыми к ним. 
Кроме того, фильмы, значимые для клиента, нуждаются в уважительном отношении, как любой другой материал, который приносит клиент. 
Вы можете принести свою версию фильма, и она расскажет так же много о вашей загадке, как мог бы рассказать сон.
6. Приведите, пожалуйста, примеры фильмов, в которых, по вашему мнению,  наиболее ярко отражен процесс индивидуации.
«Шоу Трумана» Уира, «Американское граффити» Лукаса, «Поле чудес» Робинсона, «Пианино» Кэмпион – о них я буду говорить на московской конференции. 

ИСТОЧНИК: 
http://maap.ru/pers/359

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow