Andrey Mozharov (andreymozharov) wrote,
Andrey Mozharov
andreymozharov

Что такое Эго ("Я") по К.Г. Юнгу.

«Я» (эго) как содержание сознания само по себе — фактор вовсе не простой, элементарный, а
комплексный, и как таковой исчерпывающе описан не может. С эмпирической точки зрения он зиждется на двух различных основах, а именно, во-первых, на соматической и, во-вторых, на психической. Соматический базис выявляется как совокупность эндосоматических ощущений, которые, со своей стороны, имеют уже психическую природу и связаны с «я», а значит осознаваемы.

Соматическая основа «я» складывается, как я сказал, из сознательных и бессознательных факторов. То же самое относится и к его психической основе: с одной стороны, «я» зиждется на совокупном поле сознания, а с другой — на совокупности бессознательных содержаний. Последние состоят из трех групп: во-первых, временно сублиминальных, то есть воспроизводимых в результате волевого усилия (памяти), во-вторых, не воспроизводимых в результате волевого усилия, бессознательных, и , в — третьих, из содержаний, в принципе не осознаваемых. Вторая группа может проявляться в прорывах сублиминальных содержаний в сознание. Третья группа гипотетична, иными словами, она представляет собой логический вывод из фактов, лежащий в основе второй группы: она состоит именно из тех содержаний, которые еще не прорвались в сознание и , соответственно, никогда в него не прорвутся.

Сказав выше, что «я» зиждется на совокупном поле сознания, я не имел в виду, что оно состоит из последнего. Если бы это было так, «я» вообще невозможно было бы отличить от поля сознания. «Я» — только отправная точка поля сознания, коренящаяся в описанном выше соматическом факторе и ограниченная им.

«Я», невзирая на относительную неразличимость и бессознательность его основ, есть фактор сознания. Мало того, оно — эмпирическое завоевание индивидуальной жизни. Вероятно, оно возникает поначалу из столкновения соматического фактора с окружающим миром и, единожды став субъектом, развивается в дальнейших столкновениях с окружающим, а также и внутренним миром.

«Символически эго-сознание — это Солнце, Гелиос. У эго имеется одно парадоксальное свойство — оно и субъект и объект нашего собственного знания, а частично из-за того, что психика — это не единица, а „созвездие“ из многих светил, включая солнце.» К.Г. ЮНГ.

Эго можно определить как относительно постоянную персонификацию самого бессознательного, или же как зеркало Шопенгауэра, в котором бессознательное видит свое лицо…
Все миры, когда-либо существовавшие до человека, физически были «там». Но они были безымянными событиями, неопределенной действительностью, потому что еще не существовало минимальной концентрации психического фактора, чтобы произнести слово, перевешивающее все мироздание: Это мир, а это Я!
Наступило первое утро мира, первый рассвет после первичной тьмы, когда тот загадочный сознательный комплекс, эго, дитя тьмы намеренно отделил субъект от объекта и таким образом вверг мир и себя в ясное существование, одарив и его и себя голосом и именем…

Поскольку примитивные люди очень часто не ощущали себя субъектами своего мышления, можно предположить, что в далеком прошлом сознание казалось внешним событием, происходящем с эго, и было интегрировано субъектом только в более поздние времена. Освещение и вдохновение, которые в действительности являются внезапными экспансиями сознания, которое даже нам все еще кажется субъектом, не тождественно эго….

(из «Таинства воссоединения»)

(К.Г. Юнг)
Tags: ЭГО
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments