Andrey Mozharov (andreymozharov) wrote,
Andrey Mozharov
andreymozharov

Часть 2. Закрытые двери родительской спальни.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЭССЕ "Путь по зеркальному лабиринту. (Заметки о терапевтической работе) "

В процессе работы с Наташей стали проступать образы ее родителей. Она вспоминала их дистантными, недостаточно любящими, недоступными для искреннего контакта. Все, что на самом деле происходило между отцом и матерью оставалось закрытым от неё. Внешне отношения между родителями были спокойными и, я бы сказал, «правильными». Они  старались никогда не ссориться, не высказывать недовольства друг другом в присутствии дочери. Но это был обман, семейная ширма, маска. Дело в том, что дети очень восприимчивы и открыты, они пребывают в своих фантазиях о внешнем мире, их связь с бессознательным очень тесная. Взрослые могут ничего не говорить, но дети часто все чувствуют и без  слов. Не следует забывать, что до определенного возраста они, вообще, не до конца могут понимать их смысл, но вот фальшивость, неискренность, холодность и отталкивание считывают мгновенно.
 
В ходе анализа Наташа с трудом вспоминала моменты теплоты и связи, или, наоборот, эпизоды выяснения отношений между отцом и матерью. Кроме того, характер их контакта с ней самой также не отличался особой любовью, чуткостью и заботой. Была забота бытовая, и как высказалась сама Наташа, для ее мамы материнская функция сводилась лишь к тому, чтобы накормить, одеть и отправить в детский сад или школу. Моментов, когда мама ласкала и утешала ее, когда ее отец проводил с ней время, можно было по пальцам пересчитать. Получается, что такое детство больше похоже на забвение. Оно и стало таковым для клиентки: ей с большим трудом приходилось, вообще, вспоминать свои детские годы. Вместо заклятия: «ТЫ ЛУЧШАЯ И Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, ЧТОБЫ С ТОБОЙ НЕ СЛУЧИЛОСЬ, И КАКОЙ БЫ ТЫ НЕ БЫЛА» она получила странный посыл от своих родителей, который можно описать примерно так: «МЫ СЛИШКОМ ЗАНЯТЫ ТЕМ, ЧТОБЫ ВСЕ ВЫГЛЯДЕЛО БЛАГОПРИСТОЙНО, ЧТОБЫ ВСЕ БЫЛО В СЕМЬЕ В ПОРЯДКЕ. МЫ НЕ ЗНАЕМ, КАКАЯ ТЫ, И У НАС НЕТ ВРЕМЕНИ РАЗБИРАТЬСЯ В ТВОИХ ГЛУПОСТЯХ. ОСТАВЬ НАС В ПОКОЕ, НЕ ЛЕЗЬ И НЕ ПЫТАЙСЯ ПОНЯТЬ: У НАС ВСЕ В ПОРЯДКЕ И У ТЕБЯ ВСЕ В ПОЛНОМ ПОРЯДКЕ». 

Наташа не видела искренних проявлений между папой и мамой, ни плохих, ни хороших: их реальное отношение друг к другу пряталось там, по ту сторону закрытых дверей родительской спальни. Во время, так называемой, реконструкции детства клиент получает возможность соприкоснуться с болезненными переживаниями, вытесненными в бессознательное, в данном случае, с  чувством ненужности и одинокости, а также отягощающим негласным требованием со стороны родителей: «Молчи! У нас все в порядке!».  «Я росла с тем, что до меня нет дела, я привыкла, что меня никто не понимает, в конечном итоге, я перестала, что-либо понимать о себе и о других». Для ребенка важно переживать вместе с родителями их радости и горести, их любовь друг к другу, и в целом любые проявления эмоций и чувств. Она не помнит, чтобы мама и папа обнимались, целовались, но она также не помнит ни ссор, ни упреков, ни взаимных обид: ей постоянно подсовывали какую-то фальшивку, ставили кривое зеркало, закрывали двери. Еще раз: для детей важно отражение со стороны родителей, чтобы у ребенка складывалась более или менее адекватное восприятие себя и своих границ. Ребёнку необходимо впитывать все многообразие отношений между родителями, а если последние пытаются это скрыть, то возникает фальшивая душа – фальшивая самость, искусственный образ себя: «У МЕНЯ ВСЕ В ПОРЯДКЕ, А ЕСЛИ У МЕНЯ НЕ ВСЕ В ПОРЯДКЕ, ТО ЭТО ЗНАЧИТ Я ПЛОХАЯ И НЕДОСТОЙНАЯ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ, И ЕСЛИ МЕНЯ НЕ ЛЮБЯТ И НЕ ХОТЯТ СЛУШАТЬ, ТО В ЭТОМ ВИНОВАТА Я САМА».

Катрин Аспер в своей книге «Психология нарциссической личности. Внутренний ребенок и самооценка» пишет, что родители для ребенка – боги. Это означает, что от характера отношений между родителями зависит будущий характер отношений ребенка не только с другими людьми, но и определяют его отношение к себе и к жизни в целом. Фактически со стороны родителей моей клиентки наблюдалась очень серьезная подмена функции заботы на функцию контроля, т.е. их гипертрофированный контроль за тем, чтобы все выглядело должным образом загонял развитие эмоциональной сферы ребенка в «стеклянную банку». Нарциссы склонны в последствие контролировать всех и вся, но прежде всего проявление искренних чувств, как своих, так и чужих. Детский эксгибиционизм играет очень важную роль в развитии ребенка, появляясь из самой сути Души, которая пришла в этот мир, чтобы воплотиться: «Я есть! Посмотрите на меня, вот я какой!» Детям важно привлекать внимание взрослого человека, они хотят получить с помощью него некое глубинное признание в своем праве на жизнь и собственную ценность. Это базовое ощущение собственной ценности заставляет нас уже взрослыми, в свою очередь,  стремиться получить признание социума, друзей, близких, влияет на самооценку и чувство значимости. У нарциссов по причине неадекватного отражения в детстве, когда их эксгибиционизм наталкивался на глухое неприятие, невнимание, игнорирование, фигурально выражаясь, когда перед носом ребенка захлопывались двери родительское спальни, и «боги» покидали их, формируется постоянная жажда в стягивании внимания на себя. Проявление детского эксгибиционизма – это свободное течение энергии, требующее внимание со стороны «богов», их благословления и любви, поэтому если «боги» отворачиваются от дитя, то оно остается с той самой черной дырой брошенности и оставленности, с чувством беззащитности, которое при формировании нарциссических защит превращается в компенсаторную идею о собственной избранности и величии.  Взрослея, они будут стремиться залатать ее путем безусловного требования этой жизни для себя и только для себя, отыгрывая несостоявшейся акт благословления со стороны родителей.

Проблема нарциссов заключается в том, что они отвергают то, в чем они больше всего нуждаются. Составной частью нарциссических защит является отрицание ими потребности в другом человеке, потому что признание такой потребности и зависимости от других ведет их к нарциссической ране отвержения: отсюда базовое недоверие к людям и миру. Если тебя окружают зеркала, то они будут говорить тебе только то, что ты хочешь услышать, то, что ты сама говоришь, стоя напротив них. В какой-то степени нарциссы стремятся превратить окружающих людей в зеркала - так они сохраняют иллюзию контроля и собственной значимости. И если такое зеркало вознамериться показать нарциссу его истинное лицо, то, скорее всего, оно будет разбито или закрыто черной материей. По мере течения нашей терапии, Наташа небезболезненно столкнулась со своими теневыми сторонами, значительная часть которых была связана с ее нарциссичностью. Признание Тени высвобождает психическую энергию, делая ее доступной для внутреннего развития. Она с удивлением обнаружила в себе то, что всегда знала, но постоянно обесценивала -  ее богатый внутренний мир. Ей нужно было заново через поддержку аналитика научиться признавать его значимость, чтобы открыть дорогу к тайне своей Души. Эта тайна нужда ей самой, это самый драгоценный бриллиант, который принадлежит только ей. Обретая его, человек перестает придавать столь огромное значение «бижутерии», чтобы выглядеть кем-то или выставлять что-то напоказ, ожидая одобрения окружающих, как суррогат благословения «богов». А задача аналитика усмотреть в этом удушающем требовании внимания – нереализованный здоровый детский эксгибиционизм.

Постепенно образ мухи в стеклянной банке стал трансформироваться и превратился в образ парящей бабочки на зеленом лугу. Эта бабочка свободно летала, упиваясь разнообразием мира, который открылся ей, после того как разбилось вдребезги пуленепробиваемое стекло нарциссического лабиринта, когда, наконец, растаял ледяной дворец Снежной Королевы, когда Алиса нашла тропинку из Зазеркалья.  Нарцисс покидает свой зеркальный лабиринт, освобождаясь от проклятья «нелюбви» родителей, он начинает наслаждаться свободой. Но сама Наташа, однажды возвратившись к образу полета бабочки на зеленом лугу, с грустью заметила, что в этой картинке есть что-то печальное. Размышляя об этом, клиентка сама указала на существенное ограничение этой стадии трансформации нарцисса: бабочка на лугу была абсолютно одна. Освобожденная от довлеющих интроектов, обладающая большей рефлексией, но по-прежнему ощущающая свое одиночество, она столкнулась с тем, что вслед за эйфорией приходит по-настоящему вселенская  депрессия. Причин ее несколько: во-первых, боги потеряли власть над ней, но могла ли она принять свободу от них, потерю их контроля, и осознание ответственности за свою жизнь и судьбу?  Во-вторых, была ли она готова идти без протезов ее нарциссизма, когда ей заново приходилось научиться ступать по земле иногда босыми ногами?  И наконец, сможет ли она вынести свое одиночество в реальности без нарциссических очков?

Наташа оказалась на дне колодца. И здесь важно, чтобы клиент на самом глубоком уровне воспринял всем своим существом, что когда-то давно он уже был на этом дне. Наташа маленькой девочкой символически там  уже побывала, и она выжила, ВЫЖИЛА, ИМЕННО БЛАГОДАРЯ СВОЕМУ НАРЦИССИЗМУ.  Это очень сложно: воспринимать свое проклятие, как спасение, а ведь по сути именно этим и являлись ее нарциссические защиты. По-видимому «Дракон, кусающий свой собственный хвост, никуда не может исчезнуть», потому что во многом на нем держится вся личность. Это большая тайна всех нарциссов, потому что Уроборос, это еще и проявление Самости – центра нашей психики, своего рода Декартовский круг, «центр которого везде, а окружность нигде», символ автономности и вечного движения. Для нарциссов очень важно осознание собственных границ, своей уязвимости и пределов, свойственных человеку, но при этом жизненно важным становится сохранение связи с той частью психики, которая является беспредельной и вечной. Вместо обманного блеска фальшивой самости, нарциссист начинает видеть искры неугасимого огня истинной Самости. Приходит горькое понимание недостижимости идеала, и возникает ценность сегодняшнего реального дня. Еще одним важным ограничением человека является его потребность в другом человеке, не в зеркале, а в человеке. Таким образом, Наташе захотелось, чтобы вместе с ее прекрасной бабочкой на лугу резвились другие, и не только бабочки, но и жуки, мухи, пчелы, и чтобы она почувствовала себя свободной среди свободных, уникальной среди уникальных.

Выживание через нарциссизм требует признания, а не отвержения, трансформации, а не уничтожения. В конечном итоге, нарцисс зачастую остается нарциссом, но его нарциссизм усложняется, дополняясь переживанием истинных чувств, включая моменты, когда он оплакивает свою непрожитую жизнь и нелюбовь «богов». Эта сторона его личности превращается в составную часть его Тени.  Происходит процесс «усыхания», рудиментарности  фальшивой самости при всевозрастающей  связи с Самостью. Открывается дорога к исцеляющей творческой жизни, где странствие по зеркальному лабиринту остается ценным опытом и получает смысл. Фигурально выражаясь, когда  картина с изображением «Нарцисса у воды» занимает свое почетное место во внутреннем доме, но она перестает быть иконой.  В этом внутреннем доме маленькая девочка Наташа, отважившись открыть двери родительской спальни, обнаружит за ними тайну, которая будет принадлежать только ей. 

(Москва, апрель 2011 г)


(начало в Первой части эссе "Путь по зеркальному лабиринту. (Заметки о терапевтической работе)" под названием  "Муха в стеклянной банке".)

ссылка
:
mojarov.ru/articles/mirror-labirynth/


Tags: Самость, детский эксгибиционизм, нарцисс, нарциссизм, фальшивая самость
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments