Andrey Mozharov (andreymozharov) wrote,
Andrey Mozharov
andreymozharov

Происхождение алхимии.

В древней металлургии Междуречья любые вещества имели божественное происхождение или были богами как таковыми. Как указывает Мирче Элиаде, медь, железо и бронза определенно считались божественными субстанциями. В Древнем Египте существовала аналогичная вера, но еще в больших масштабах, ведь даже на наивысшем уровне развития египетской культуры не ослабевал магический взгляд на материю и любые вещества как проявления божественного. Каменные изваяния, например, символизировали живые божества. Такая идентичность материального и нуминозного нашла свое ясное выражение в культе мертвых. Каждый умерший, по мнению древних египтян, становился Осирисом, сокрытым божеством подземного мира, причем достигалось это не через умозрительные рассуждения и аналогии, а конкретным, оперативным путем мумификации тела. Мумификация буквально превращала умершего в божество. Погружая тело в раствор каустической соды или окиси натрия, натирая тело маслом или заворачивая его в специальные повязки, жрецы трансформировали человека в бога, принятого в круг других богов во вселенной. Каустическая сода, на египетском neter, означала также «бог». Омывание в neteris являлось буквальным обожением человека, а тесные полотняные повязки символизировали объятие богинь Исиды и Нефтиды, сестер Осириса.

В этот египетский техно-магический ритуал была включена одна идея, возможно не осознаваемая самими египтянами: идея того, что можно управлять богами. Например, руководящий процессом мумификации жрец Анубиса на самом деле манипулировал божественным материалом. В этих мумифицированных техниках присутствовала еще одна идея, занявшая в дальнейшем главенствующее положение в алхимии: создание вечного, воскрешенного из мертвых, тела.
Когда умозрительное сознание греков встретилось с экспериментальными техно-магическими практиками Востока, два этих, казалось бы противоположных полюса колоссально обогатили друг друга, что и привело позднее к возникновению алхимии.(…)
Зосима Панополит был греком, жившем в Египте в 3 веке нашей эры. (…) В его трактатах появляется новый мотив, пришедший из гностической философии и ставшей позднее цетральной темой алхимии: идея Богочеловека, Антропоса, павшего в космическую материю, от которой он должен быть освобожден с помощью алхимического Делания. Юнг объясняет этот мотив в «Психологии и алхимии» как буквальное представление о проекции. Богочеловек более не находится, как было у гностиков, в некой метафизической реальности, но проецируется, то есть впадает в материю. Материя, таким образом, содержит тайну воплощенного божественного человека – на юнгианском языке, загадку Самости. Именно потому, что материя рассматривается как вместилище божественной тайны, Зосима и стал проводить новые химические эксперименты одновременно с погружением в медитативное состояния и наблюдением за своими сновидениями, следуя голосу своего бессознательного. Этот внутренний творческий метод использовали затем выдающиеся алхимики. Его вполне можно расценить как вид активного воображения, выражающего себя, правда, не в живописи или скульптуре , а в смешивании химических веществ, мыслимых одновременно, как боги или демоны. (…)
Только если алхимик путем медитации устанавливал связь со своим внутренним центром, т.е. Антропосом в материи, он мог осуществить правильную трансформацию. (…)
В древности значительная часть того, что мы сейчас называем Психе, располагалась вовне индивидуальности, в пространстве живой материи вселенной. Она состояла из многочисленных компонентов: богов, звездных божеств, демонов, различных сил, сконцентрированных в частях человеческого тела либо химических субстанций. Юнг пишет о том, что явление, которое нам известно под понятием коллективного бессознательного, никогда не относилось к области психологического, но всегда соотносилось с внешнем космосом, с экстрапсихической реальностью. Человек защищал и ограждал себя от нее религиозными символами и ритуалами, дабы избежать непосредственного контакта с ним.

(Мария Луиза фон Франц "Душа и материя в алхимии и современной науке")
Tags: Зосима, Мария Луиза фон Франц, Осирис, алхимия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments