?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Материал подготовлен для портала "Современный психоанализ".

Уважаемые читатели, наш портал начинает серию публикаций, посвященных началу психоанализа в России. В Российскую Империю взгляды Фрейда и Юнга стали проникать стремительно с начала 20-го столетия. Вот что писала Сабина Шпильрайн в отчете об успехах психоанализа в 1921 году, говоря о России:

«Да не обидятся на меня русские коллеги, если этот отчет о русской литературе получится довольно неполным. Условия войны и ее последствия привели к тому, что мы здесь от России годами совершенно отрезаны. В моем распоряжении только какое-то количество номеров 1 (из годов 1909-1914) московского журнала «Психотерапия», в которых появился ряд психоаналитических работ. Этот журнал был основан в 1909 г. и редактируется доктором Н. Вырубовым. Уже имена сотрудников показывают, что журнал, во всяком случае до 1913 г., объединил психоаналитиков самых различных направлений. Здесь представлены и различные национальности, а именно - среди иностранцев – представители Вены, среди русских - москвичи (М. Асатиани, А. Бернпггейн, Ю. В. Каннабих, Н. Е. Осипов, О. Б. Фельцман) и одесситы (И. А. Бирштейн 2, В. Лихницкий). В Москве, по-видимому, психоанализ попал на благоприятную почву. Когда зимой 1911-1912 гг. в Ростове-на-Дону я прочла доклад о психоанализе, то мое внимание также обратили на психоаналитическое движение в Москве, главными представителями которого были Осипов, Фельцман и Вырубов».



Помимо упомянутого журнала «Психотерапия», материалы по психоанализу издавались в таких изданиях как: «Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова», «Терапевтическое обозрение», «Современная психиатрия»,  «Харьковский медицинский журнал». В первой части содержатся очень любопытные психоаналитические виньетки, взятые из материала, еще одного русского психоаналитика, чье имя не было упомянуто в статье С. Шпильрайн, Алексея Певницкого. Привожу краткую биографическую справку:

ПЕВНИЦКИЙ Алексей Александрович (р. 1866 – дата смерти неизвестна) — российский врач и психоаналитик. Один из пионеров психоанализа в России. Д-р медицины (1902). Окончил Одесскую гимназию Ришелье (1885) и медицинский фак-т Императорского ун-та Св. Владимира (1892). В 1893 г. работал сверхштатным ординатором Одесской городской больницы. В 1894—1895 гг. сдал экзамены на степень д-ра медицины в Военно-медицинской академии (Петербург). В 1895 г. служил младшим врачом 56 Житомирского полка. С 1896 г. — младший ординатор Одесского военного госпиталя, где заведовал отделениями болезней уха, горла, носа. В 1895—1897 гг. читал циклы лекций по инфекционным болезням и общей терапии на курсах сестер Касперовской общины Красного Креста. В 1895 г. начал исследование изменений мозга в результате злокачественной болотной лихорадки. Завершил и оформил эту работу как докт. дис. (1902) под руководством профессора В. М. Бехтерева в его бактериологической лаборатории Клиники нервных и душевных болезней в Петербурге. В начале XX века изучал и использовал гипноз при лечении различных органических поражений. Одним из первых российских врачей обратил внимание на идеи и терапевтические возможности психоанализа. В 1908 г. доложил в Петербурге о первых положительных результатах применения психоанализа. В 1909 г. эффективно использовал психоаналитическую терапию при лечении навязчивых состояний. В 1910 г. во время зарубежной командировки познакомился с 3. Фрейдом, К. Юнгом, Э. Блейлером и др. ведущими психоаналитиками, психотерапевтами и психиатрами Европы. В докладе в Парижском обществе гипнологии и психологии (1910) обратил внимание коллег на преимущества психоанализа и его эффективность при терапии фобий. В 1911 г. вновь добился положительных результатов при использовании психоанализа, успешно применял его при массовом лечении алкоголиков.

Статья Алексея Певницкого под названием «Несколько случаев психоанализа» была опубликована в 1911 году в журнале «Психотерапия». В статье он рассматривает несколько клинических случаев. Я оставил только виньетки, которые не требуют никаких комментариев, за исключением примечаний по поводу устаревших слов и понятий. Прочитывая данные виньетки, у вас будет возможность погрузится в атмосферу того времени благодаря языку и самим пациентам. Честно говоря, я читал их с улыбкой, но потом я подумал, а многое ли изменилось в мозгах жителей нашей страны за последние 100 лет?

Виньетка 1.
У больной много лет невралгия тройничного нерва и она постоянно лечилась у многих врачей, как страдающая органическим, а не психогенным заболеванием, и, действительно, периодически наступало ясное улучшение. Если же проследить внимательно течение болезни, то вы отметите, что у больной, имеющей мужа, запойного пьяницу, приступы невралгии возникают только тогда, когда он не пьет, и затем, лучшее средство от припадка — пойти в гости или театр, так что больную можно было видеть еще в вестибюле с завязанной щекой и кислой миной. Весь спектакль она чувствовала себя хорошо, в антрактах в фойе веселилась, и боли неизменно возвращались, лишь только она уезжала домой. Вне этих двух моментов ей ничего не помогало, и неожиданно анализ выяснил еще нечто, что помогло.
Интересуясь таким странным течением и долго беседуя с больной, я, во-первых, убедился, что жизнь ее полна сторон, с которыми познакомиться очень нелегко. Во-вторых, случайно мне удалось выяснить обстановку, при которой впервые появилась боль и о чем больная всем врачам говорила, что она «простудилась в церкви». Больная была поклонницей одного священника, который у нас играл отчасти роль Иоанна Кронштадтского и, при богослужении у которого присутствовало много кликуш (Примеч. женщины, подверженные истерическим припадкам, во время которых они издают неистовые крики).  Завидуя славе этого священника, епархиальное начальство его притесняло, что еще более поднимало его престиж в глазах верующих; с другой стороны рядом со славой и святостью его жизни про него рассказывали вещи совершенно другого сорта. Больная верила в этого священника, как в святого, и вдруг услышала сплетню, будто он обобрал одну свою поклонницу. Это ее страшно взволновало, и во все время богослужения она не могла отделаться от этого подозрения, которое считала оскорбительным для батюшки и грехом перед Богом, волнуясь при мысли, что Бог ее непременно накажет за такое маловерие. Выходя из церкви и попавши в сквозняк, она загадывает: «если заболею, значит, я не права, грешница!» И у нее, как по писанному, в тот же день разыгрываются боли, которые с тех пор и продолжаются. Выяснение этого момента дало, однако, больной длительный свободный промежуток, хотя муж ее и не пил в то время. Теперь она не больна, но только потому, что болезнь ее мужа все ухудшается.

(продолжение следует)


Источник: -психоанализ-e1384116168743 http://modern-psychoanalysis.ru/

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow