Andrey Mozharov (andreymozharov) wrote,
Andrey Mozharov
andreymozharov

Первые русские психоаналитики. Психоаналитические виньетки Алексея Певницкого. Часть 1.

Материал подготовлен для портала "Современный психоанализ".

Уважаемые читатели, наш портал начинает серию публикаций, посвященных началу психоанализа в России. В Российскую Империю взгляды Фрейда и Юнга стали проникать стремительно с начала 20-го столетия. Вот что писала Сабина Шпильрайн в отчете об успехах психоанализа в 1921 году, говоря о России:

«Да не обидятся на меня русские коллеги, если этот отчет о русской литературе получится довольно неполным. Условия войны и ее последствия привели к тому, что мы здесь от России годами совершенно отрезаны. В моем распоряжении только какое-то количество номеров 1 (из годов 1909-1914) московского журнала «Психотерапия», в которых появился ряд психоаналитических работ. Этот журнал был основан в 1909 г. и редактируется доктором Н. Вырубовым. Уже имена сотрудников показывают, что журнал, во всяком случае до 1913 г., объединил психоаналитиков самых различных направлений. Здесь представлены и различные национальности, а именно - среди иностранцев – представители Вены, среди русских - москвичи (М. Асатиани, А. Бернпггейн, Ю. В. Каннабих, Н. Е. Осипов, О. Б. Фельцман) и одесситы (И. А. Бирштейн 2, В. Лихницкий). В Москве, по-видимому, психоанализ попал на благоприятную почву. Когда зимой 1911-1912 гг. в Ростове-на-Дону я прочла доклад о психоанализе, то мое внимание также обратили на психоаналитическое движение в Москве, главными представителями которого были Осипов, Фельцман и Вырубов».



Помимо упомянутого журнала «Психотерапия», материалы по психоанализу издавались в таких изданиях как: «Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова», «Терапевтическое обозрение», «Современная психиатрия»,  «Харьковский медицинский журнал». В первой части содержатся очень любопытные психоаналитические виньетки, взятые из материала, еще одного русского психоаналитика, чье имя не было упомянуто в статье С. Шпильрайн, Алексея Певницкого. Привожу краткую биографическую справку:

ПЕВНИЦКИЙ Алексей Александрович (р. 1866 – дата смерти неизвестна) — российский врач и психоаналитик. Один из пионеров психоанализа в России. Д-р медицины (1902). Окончил Одесскую гимназию Ришелье (1885) и медицинский фак-т Императорского ун-та Св. Владимира (1892). В 1893 г. работал сверхштатным ординатором Одесской городской больницы. В 1894—1895 гг. сдал экзамены на степень д-ра медицины в Военно-медицинской академии (Петербург). В 1895 г. служил младшим врачом 56 Житомирского полка. С 1896 г. — младший ординатор Одесского военного госпиталя, где заведовал отделениями болезней уха, горла, носа. В 1895—1897 гг. читал циклы лекций по инфекционным болезням и общей терапии на курсах сестер Касперовской общины Красного Креста. В 1895 г. начал исследование изменений мозга в результате злокачественной болотной лихорадки. Завершил и оформил эту работу как докт. дис. (1902) под руководством профессора В. М. Бехтерева в его бактериологической лаборатории Клиники нервных и душевных болезней в Петербурге. В начале XX века изучал и использовал гипноз при лечении различных органических поражений. Одним из первых российских врачей обратил внимание на идеи и терапевтические возможности психоанализа. В 1908 г. доложил в Петербурге о первых положительных результатах применения психоанализа. В 1909 г. эффективно использовал психоаналитическую терапию при лечении навязчивых состояний. В 1910 г. во время зарубежной командировки познакомился с 3. Фрейдом, К. Юнгом, Э. Блейлером и др. ведущими психоаналитиками, психотерапевтами и психиатрами Европы. В докладе в Парижском обществе гипнологии и психологии (1910) обратил внимание коллег на преимущества психоанализа и его эффективность при терапии фобий. В 1911 г. вновь добился положительных результатов при использовании психоанализа, успешно применял его при массовом лечении алкоголиков.

Статья Алексея Певницкого под названием «Несколько случаев психоанализа» была опубликована в 1911 году в журнале «Психотерапия». В статье он рассматривает несколько клинических случаев. Я оставил только виньетки, которые не требуют никаких комментариев, за исключением примечаний по поводу устаревших слов и понятий. Прочитывая данные виньетки, у вас будет возможность погрузится в атмосферу того времени благодаря языку и самим пациентам. Честно говоря, я читал их с улыбкой, но потом я подумал, а многое ли изменилось в мозгах жителей нашей страны за последние 100 лет?

Виньетка 1.
У больной много лет невралгия тройничного нерва и она постоянно лечилась у многих врачей, как страдающая органическим, а не психогенным заболеванием, и, действительно, периодически наступало ясное улучшение. Если же проследить внимательно течение болезни, то вы отметите, что у больной, имеющей мужа, запойного пьяницу, приступы невралгии возникают только тогда, когда он не пьет, и затем, лучшее средство от припадка — пойти в гости или театр, так что больную можно было видеть еще в вестибюле с завязанной щекой и кислой миной. Весь спектакль она чувствовала себя хорошо, в антрактах в фойе веселилась, и боли неизменно возвращались, лишь только она уезжала домой. Вне этих двух моментов ей ничего не помогало, и неожиданно анализ выяснил еще нечто, что помогло.
Интересуясь таким странным течением и долго беседуя с больной, я, во-первых, убедился, что жизнь ее полна сторон, с которыми познакомиться очень нелегко. Во-вторых, случайно мне удалось выяснить обстановку, при которой впервые появилась боль и о чем больная всем врачам говорила, что она «простудилась в церкви». Больная была поклонницей одного священника, который у нас играл отчасти роль Иоанна Кронштадтского и, при богослужении у которого присутствовало много кликуш (Примеч. женщины, подверженные истерическим припадкам, во время которых они издают неистовые крики).  Завидуя славе этого священника, епархиальное начальство его притесняло, что еще более поднимало его престиж в глазах верующих; с другой стороны рядом со славой и святостью его жизни про него рассказывали вещи совершенно другого сорта. Больная верила в этого священника, как в святого, и вдруг услышала сплетню, будто он обобрал одну свою поклонницу. Это ее страшно взволновало, и во все время богослужения она не могла отделаться от этого подозрения, которое считала оскорбительным для батюшки и грехом перед Богом, волнуясь при мысли, что Бог ее непременно накажет за такое маловерие. Выходя из церкви и попавши в сквозняк, она загадывает: «если заболею, значит, я не права, грешница!» И у нее, как по писанному, в тот же день разыгрываются боли, которые с тех пор и продолжаются. Выяснение этого момента дало, однако, больной длительный свободный промежуток, хотя муж ее и не пил в то время. Теперь она не больна, но только потому, что болезнь ее мужа все ухудшается.

(продолжение следует)


Источник: -психоанализ-e1384116168743 http://modern-psychoanalysis.ru/
Tags: история психоанализа, первые психоаналитики, психоаналитическая история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments