?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

exodus_Mielofon_3D
Многие догадывались, кто-то знал, кто-то непосредственно этим занимался: слежкой во всемирной паутине. Ассандж и Сноуден обострили проблему, но по крайней мере в России у пользователей интернета никогда не было иллюзий относительно конфиденциальности информации, которая проносится в сети. Неудивительно, что среди простых пользователей никакого яростного возмущения по этому поводу не возникло. Да, неприятный конфуз для дипломатического и межгосударственного уровня, но ведь Ассандж, несмотря на свои разоблачения, ни на йоту не изменил систему. Зато все эти события с новой силой породили разговоры о Матрице, всемирном заговоре и тайном совете великих властелинов мира.
Российская власть и ее карманные СМИ посвятили колоссальное время на освещение ситуации со Сноуденом, только вот что в туалет его не сопровождали. Некоторых деятелей разрывало изнутри от восхищения поступком сотрудника ЦРУ и каждый раз немного отуплял любой намек на двойные стандарты в этом вопросе: откинь такой номер какой-нибудь сотрудник ФСБ, его постиг бы праведный гнев народа и его заклеймили бы предателем родины. Если каждый хотя бы на секунду задумается над нелепостью позиции наших властей в этом вопросе, то мозг буквально разорвет от попытки соединить в голове противоречивость русской души; мы вдруг стали страной, борющейся с гнилым западом и защищающей права человека и, о Боже, диссидентов! Путин предстает перед нами защитником правозащитников и борцом за новый миропорядок. Сноуден, чей поступок, как человека, заслуживает, если не восхищения, то уважения, ну или хотя бы признания, что перед нами личность с большой буквы, бедный попал в зубы к такому мировому крокодилу, который вот вот проглотит остатки солнца (свободы) а нашей стране.

Сноуден, как и Ассандж, приобрели мгновенную славу и благополучно приняли на себя сразу несколько проекций: Робин Гуда, Зорро, Неуловимых мстителей, Человека-Паука, Прометея, короче архетип Героя. Правда, при более детальном рассмотрении, за одеждами Героя, нет и мелькнет наш любимый Трикстер (или Джокер), который приносит с собой разрушение старых структур, свежий взгляд и конечно же, коллективную Тень. Весь мир будет еще долго переваривать образ себя, который предъявили ему Сноуден и Ассандж. Сноуден вывел на чистую воду шкодливого Большого брата, который следит даже за своими младшенькими (европейскими странами), а Россия решила стать старушкой процентщицей, которая вдруг сентиментально усыновляет Раскольникова.

Путин назвал Америку партнером, но получается, что враг моего партнера - мой друг. Путин решил посадить Навального за три колоска пшеницы, ради сохранения стабильности, стало быть своих мы готовы гнобить в казематах за политическую деятельность и правду о великом роспиле, а американских дисседентов провозглашать национальными героями. Вот какие молодцы! Завтра Путин подпишет указ об отчуждении квартиры Навального и его семьи в Марьино, и торжественно передаст ее в собственность новому усыновленному гражданину свободной, правовой и демократической ("демократичная Вы наша, Людмила Прокофьевна!") державы. Нашим кремлевским мудрецам пора бы насильственно высылать всех инакомыслящих в переживающий упадок запад, а всяких выживших из ума Депардьеев поселять на необъятных просторах за счет налогоплательщиков. Давайте пригласим Сильвио Берлусскони в российский сенат, потому что он друг Путина, и присоединим в состав Российской Федерации Венесуэлу, Южную Корею и Иран. Пусть Кучерена напишет Сноудену поэму. Я даже ему могу название подсказать: "очарованный странник".

Я отвлекся. Даже если вдруг кто-то из соцсетей возопит гневным голосом: "Как же посмел ты, Большой брат, читать мою переписку!?" Большой брат, абстрактный разумеется, ФСБ то наше родное любимое, наверняка, тем же занимается, может такому вопиющему ответить: "А какого хрена, дорогой ты мой человек, ты сам практически догола обнажаешься перед всей так сказать аудиторией мировой?" Это мне напомнило забавный случай, который случился в 2008 году в Греции, когда при разводе греческого караула на площади Синтагма в Афинах на публике показалась женщина с огромным почти полностью обнаженным силиконовым бюстом, чтобы сфотографироваться с караульным солдатом в национальной парадной одежде. Большая толпа, которая собралась посмотреть развод караула, одним единым порывом восхитилась ее огромными прелестями. Причем в устах греческой молодежи, присутствующей в этой толпе это восхищение приобрело форму "Ἰησοῦς Χριστός" Дамочка, шокированная столько широким вниманием с краской на лице немедленно ретировалась. Было бы странно, если бы она обвинила всех в том, что они пялились на ее грудь. Если ты делаешь такой большой бюст, да еще и обнажаешь, будь готова, что на тебя посмотрит Большой брат.

В социальных сетях просматривается очень важная и явная тенденция современного мира: демонстративность, желание обратить не себя внимание, обнажиться. В свободном доступе плавают наши фото, видео, информация о том, что мы предпочитаем в путешествиях, в одежде, во вкусах, вообще, и в личной жизни в частности. Выбрасывая на просторы интернета наши самые сокровенные мысли, чувства, эмоции, страхи, знания, мы сами вскрываем себе нашу черепную коробку, наше сердце - грех не воспользоваться этим спецслужбам и маркетологам, психологам, социологам, политологам, и конечно, же завистливому соседу. Будто мы хотим не только физически раздеться, но и психологически обнажиться перед всем миром. Зачем?

Каждый может, если захочет, задаться этим вопросом. Опуская очевидные цели социальных сетей: коммуникации, знакомства, обмен информацией, пиар, самопиар, коммерческие и профессиональные цели, политическая деятельность, необходимость контактов у людей с ограниченными возможностями, развлечение и т.д. Я бы хотел остановится на нескольких, которые, как мне кажется, не лежат на поверхности, а отражают глубинный социальный, коллективно-бессознательный уровни.

Известно, что каждый уважающий себя маньяк (серийный убийца) бессознательно хочет, чтобы его поймали. Он делает ошибки, или опрометчиво подкидывает подсказки копам, оставляя эксклюзивный след (знак) на телах своих жертв или действует в особой присущей только ему манере совершения преступления. Каждый нормальный человек бессознательно стремится к откровению о себе, к исповеди, к принятию в стаю и прощению. Отверженность, неизвестность, тотальное одиночество инкапсулируют нас в душных мирках нашего эго, а Самость требует от нас большего мира, большей вовлеченности и неустанно влечет нас к коллективному уровню. Наш здоровый детский эксгибиционизм требует внимания окружающих для получения подтверждения ценности себя, и избавляет нас от гнетущего чувства пустоты и бессмысленности нашего существования. Когда мать смотрит на ребенка - она придает ему смысл, он живет. Брошенный, отверженный ребенок в нас старается любыми способами прорваться к свету коллективного сознания. Мы отчаянно хотим быть услышанными, стать ценными, принятыми, одобренными, короче говоря отраженными "другими". Маленький ребенок боится остаться один без мамы, потому что он точно знает, что где-то в темном углу прячется Большой и страшный монстр (брат).

В работе аналитика очень важно понять, как думает человек, каково его мировоззрение, каковы его мотивы, на что он западает, отчего он разрушается, что делает его сильным и т.д. Помните тот самый миелофон - прибор для чтения мыслей в фильме "Гостья из будущего"? С появлением социальных сетей его благополучно можно выбросить на помойку за ненадобностью. Мы все делаем сами, вскрываем себя, обнажаем, хотим быть обнаруженными, раскрытыми, прочтенными. Может быть, в этом есть какая-то аутопсихотерапия по средствам социальных сетей. Но только полезно вспомнить, кто в "Гостье из будущего" также хотел заполучить миелофон и власть над всем миром. "Алиса, отдай миелофон!" - "Не отдам!" Будем помнить, что за нашими мыслями и чувствами могут следить современные Крыс и Весельчак У.

Но с выливанием содержания нашей души на бесконечные интернет пространства не все так просто. Когда мы обнажаемся перед конкретным, значимым "другим", исповедуемся, мы получаем обратную связь, отражение. Так происходит обмен энергией. А что происходит, когда исповедь изливается в сеть, в сотни и даже тысячи душ? Исповедям Ассанджа и Сноудена внимают миллионы. Как будто мы выкидываем что-то, избавляемся, выбрасываем прочь изнутри, делаем призыв без возможности адекватного отражения и возврата энергии. Мы шарашем информацию о себе, которая по большому счету никому не нужна, она проваливается в гигабайтах чужих снов и жизней. Допускаю, что я утрирую. Но не продаем ли бы тайну нашей души за бесценок в лучшем случае, а в худшем на растерзание и скабрезное изучения спецслужбами? Нам что так мало живого общения? Мы так отчаянно одиноки, что только в социальных сетях можем заполнить пустоту внутри?

Я ставлю вопрос еще шире: "Какой новый человек порождается социальными сетями!" "К какому новому миру мы идем!?" Человек без тайн, голый перед такими же голыми? В этом есть что-то от примитивного стада первобытных людей с одной стороны, и от коммунистической утопии с общем коллективным существованием с другой. Новый мир без границ. Юнгианский аналитик Н. Шварц-Салант в своей теории о комплексе слияния, как мне кажется, дает нам ключ к пониманию того, что творится с человеком, который подсаживается на социальные сети. Трудно описываемое состояния слияния с некой безликой массой, с которой у тебя складываются отношения, значимые важные отношения, в которых объект, так каковой не может быть выделен. Это состояние, когда мы не можем ни соединиться с объектом, по причине его неопределенности или надчеловеческой (сверхчеловеческой или нечеловеческой) сущности, ни оторваться от него, потому что в него так много уже утекло из нашей души и жизни.

Но может быть здесь что-то другое? Мне вспоминаются слова песни "Конец боли" группы "Теория". Предлагаю вам ее самостоятельно послушать. Там есть слова: "Человек человеком сыт". Может быть, дело не в одиночестве, а пресыщенности. Нам стало мало друзей, близких, мы хотим выходить на более широкую группу, получать большую любовь и признание. Возможно мы не хотим утонуть в людском море, и так неуклюже пытаемся сохранить свою индивидуальность и значимость даже ценой конфиденциальности своей жизнь, ее свободой и безопасностью.

А.В. Можаров (Пенза, 26 июля 2013 г)





Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow