Andrey Mozharov (andreymozharov) wrote,
Andrey Mozharov
andreymozharov

Апокалиптические мысли.

Будет конец света или не будет конца света? – Вопрос для многих даже не риторический, а больше похожий на смак-фантазию. Собственно, с точки зрения элементарного рассудка нет никаких научных данных о надвигающейся катастрофе, а  что касается предсказаний о конце света, то оснований верить им сильно поубавилось, после того, как ни одно из них ранее не сбылось. Можно было бы и в этот раз с улыбкой наблюдать за апокалиптическими настроениями и мыслями, посматривая краем глаза статьи и передачи по этой теме, если бы не посетившее меня где-то в конце ноября едва уловимое предчувствие надвигающегося перехода, пересечения границы, черты. Справедливости ради надо сказать, что за свою тридцатишестилетнюю жизнь я пересекал много порогов, как внутренних, так и внешних, но не могу похвастаться, что я их предвидел. Почему-то у меня получается чувствовать наступление лиминальных (пороговых) процессов у других людей. А здесь вдруг такой переход намечается, да сразу у всех!

Юнг писал и говорил, что Самость ведет себя так, как будто жизнь будет продолжаться вечно, даже после смерти. Он не очень, судя по всему, любил слово «верить»: верить в бессмертие, верить в Бога, верить в жизнь души после смерти. Он часто говорил, что «знает». Самость – «знает, что она бессмертна», если так можно выразиться. Но одно дело, когда кто-то один умирает, уходит из мира навсегда, прекращает свое существование  в нем, а далее, кому как нравится, и кто во что верит; продолжает жизнь, как вечная Душа, или его Душа стирается вместе с распадом тела, или его Душа воссоединяется с Богом или с Дьяволом, возвращается назад в виде новой жизни, или ждет Воскрешения… Список можно продолжить. Однако когда речь идет о полном стирании человечества, гибели всей цивилизации разом, а то и планеты, да еще если по Фон Триеру с его «Меланхолией», где главная героиня заявляет, что Земля погибнет, и мы абсолютно одиноки во всей Вселенной, то подобные умозаключении, кажется, обнуляют все.

Крайне много людей вытесняют перспективу Конца Света одним махом, как абсолютно бесполезную ересь, бред сивой кобылы, чушь собачью, вселенскую ахинею. При этом некоторые поступают иначе: они находят множество объяснений, среди которых наше любимое: «этого не может быть, потому что не может быть никогда», а также, что мысли имеют свойство материализовываться, поэтому нечего пихать в голову «плохие мысли», иначе какой-нибудь диспетчер в аэропорту по ошибке столкнет самолеты, или у какого-нибудь ответственного работника атомной станции, а то и спусковой установки ядерных боеголовок сдадут нервы, и он нажмет не на ту кнопку. На самом деле, дамы и господа, мы все с вами живет в мире, который находится на краю пропасти: и астероид может спокойно шмякнуться на наши головы, и нет никаких космических средств, чтобы разрушить его на подступах к Земле, и ракеты могут взлететь и мировая экономика тоже.  

Календарь Майя вроде бы заканчивается в наши дни, но, например, по слухам Святая Матрона предсказывала смерть человечества в 2017 году. По слухам! Еще, стало быть, поживем. А может, и нет? Что-то я увлекся. Так о чем это я? На самом деле с конца ноября я задумывался над вопросом наступающего Конца Света  с точки зрения человеческой психологии. Почему во всех мировых религиях обязательно должна  наступить точка конца, смерти, перехода? Почему они все настаивают на том, что Конец Мира неизбежен? Собственно астрономически – он, разумеется, неизбежен, только вот при современных темпах развития интеллекта за миллион лет мы могли бы расселиться по другим планетам и снять вопрос о конце цивилизации задолго до того, как погибнет наше Солнце. Смерть – неизбежна во всех религиях, никто не предсказывал вечность для этого Мира. Возможно, вечны Души, но для неверующего «Ивана Ивановича» – это какое-то слабое утешение. Да и верующим тоже, положа руку на сердце, томиться в Гиене Огненной до поры до времени - нерадостная перспективка. Психика рождает причудливые парадоксы: Апокалипсис будет, но не для всех. Конечно, не для всех, потому как он же не первый! Жизнь на Земле давно продолжается, другое дело, что есть большая разница между Концом Света и Концом человечества. Мы как-то забываем, что прежние правители Земли, динозавры вымерли, но жизнь расцвела после них пуще прежнего. Объективная психика подает нам парадоксальные сигналы: с одной стороны Свершение, Башня, Смерть, Всемирный Потоп, Ангелы Апокалипсиса  – психически реальны, с другой реальны Возрождение, Воскрешение, Пришествие, Возвращение в Рай, Счастье в стенах Нового Иерусалима, Нирвана, наконец. Бессознательное говорит нам о неизбежности конца и вечности одновременно, собственно выполняя свою функцию – генерация символов, способных соединить в себе противоположности. Когда на поверхность коллективного сознания поднимаются очередное предсказание о Конце Света, то в действие приводятся архетипы, т.е. паттерны сотен поколений наших предшественников, которые ждали, знали, надеялись на Апокалипсис,  как на  ультимативное доказательство Бога и непреодолимой высшей силы. Понятно дело, что в нашей цивилизации паранойи и контроля ум всячески противится подобной перспективе. Человек нынче хозяин своей судьбы, развитый, уверовавший в себя, в вечный прогресс или вечную самость. Человек сейчас совсем не похож на раба Божьего, покорно идущего на встречу Длани Господней. Особенно раздражаются люди, которые по рукам и ногам связаны в бесконечной гонке современного ритма жизни. Не будем далеко ходить – все это вокруг нас. Так что непонятно, почему невинная выдумка о возможном конце 21 декабря, вызывает столь бурную негативную реакцию? Или наоборот, чрезмерно воодушевленную: встать прямо сейчас на колени и начать просить у Бога прощение, или сразу лечь в Гроб и приготовится к смерти, или забить на все со «светлой мыслей»: «наконец-то этот бордель прекратится».   Как будто мы можем пребывать только на крайних точках. Мне кажется, есть чисто психологический подход, и гораздо более продуктивный, о чем я буду говорить далее.

Например, психологический, возрастной кризис в жизни человека может превратиться в маленький личностный апокалипсис, когда ему приходится переосмысливать свою жизнь, искать пути для будущего, ответ на вопрос: кто он, зачем все это и т.д. Кризис перехода неизбежен, потому что психика имеет свой непреложный закон: то, что костенеет, не развивается, не изменяется, то обречено на регресс и погибель. Всякие попытки цепляться за прошлое обречены на провал. Мотивы всех религий – это не только Бог или дьявол, Рай и Ад, это необходимость трансформации, перерождения, преображения и переход в новую жизнь. Как показывает история: это правило действительно и для коллективных систем. Закрытые костные системы обречены на крах, потому что они перестают находить новый смысл, новый смысл жить дальше и развиваться. Закрытые системы могут опираться только на прежний смысл, который отжил своё и не может давать энергию для развития. Проблема кризиса перехода заключается в том, что вместо поиска нового смысла жизни и новых целей развития, устремленных в будущее, человек (общество) цепляется за прошлое и отжившее, потому что, во-первых, оно освоено и знакомо, а во-вторых, все новое пугает и требует усилий к трансформации. Когда человек (общество) бессильно трансформироваться он (оно) снова и снова устремляется назад к прошлым ценностям и победам, но они все меньше дают энергии или становятся полностью безжизненными. Каждый день в этой стремительном потоке развития цивилизации мы сталкиваемся с новыми задачами, требующие иных подходов и риска прыжка в неизвестное. Когда человек (общество) растеряно, тогда приходит упование на внешнюю силу, часто непостижимую и непреодолимую, чтобы она смогла помочь преодолеть бессилие и оцепенение. Важно отметить, что апокалиптические настроения наблюдаются как в развитых, так и в бедных странах, ведь пресыщенная жизнь потребления также бессмысленна, как и обреченная нищета.

Для человека сегодня существует альтернатива простому вытеснению идеи о Конце Света вместе с истеричными попытками пойти туда, не зная, куда и найти мифическое убежище. Сейчас появилась, пусть и на короткий промежуток времени, неплохая возможность прервать нашу  бесконечную суетность, когда мы с замученным и часто пустым сердцем крутимся-вертимся в безумном колесе современной жизни, который многим кажется бесконечным. Попробуем прервать свою рутинную  деятельность по выживанию, с притупленным взглядом безысходности и похороненной надеждой, и попытаемся проделать мысленный эксперимент: а что если это произойдет?

Каким бы ты хотел видеть этот Конец Света? Хочешь ли ты просто уснуть, чтобы никогда не проснуться и уйти в полное небытие, или ты хочешь проснуться в ином измерении и в иной форме? Хотел бы ты со страхом и трепетом смотреть на гибель этого Мира, когда Божья Длань уничтожает на твоих глазах все достояние, наследие цивилизации, миллиарды людей, крушение государств? Хотел бы ты быть избранным в Новый Ноев Ковчег, и какими делами ты мог бы это заслужить? Готов ли ты отказаться от прежней жизни, чтобы пережив Конец Света, быть способным создавать и строить новую жизнь? С кем ты хотел встретить последний День Человечества и уснуть, обнявшись, чтобы уже больше никогда не расставаться? Какую ты прожил жизнь? Что ты успел сделать и что не успел  в этой жизни?

Может быть, стоит встретить этот день с самыми близкими людьми, чтобы в случае чего поддержать друг друга, а в случае провала предсказания, весело отпраздновать наступление нового дня с любимыми людьми. Если мы не побоимся честно ответить на многие подобные вопросы в эти странные предапокалиптические дни, возможно, мы лучше узнаем самих себя, своих близких, и поймем, пусть даже на несколько дней, что для нас на самом деле ценно.

Часто в сновидениях моих клиентов появляются разного рода апокалиптические сны, или сны, которые показывают мир после Конца Света. Мы стараемся их рассматривать  в контексте их индивидуального пути развития. Но существуют также коллективные сны, или, как говорила Мария Луиза фон Франц «dreamland» (страна снов), которая порождает коллективные сновидения человечества, т.е. мифы. Мифы о Конце Света несут важную функцию для всех нас, а именно придают смысл нашему скоротечному и отколовшемуся от Вечности существованию.

 

Андрей Можаров.

Москва

 ( 15-17 декабря 2012 г)

Персональный сайт: http://mojarov.ru/

Tags: аналитический подход, апокалипсис, мифология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments