Andrey Mozharov (andreymozharov) wrote,
Andrey Mozharov
andreymozharov

Карл Юнг versus Бургер Кинг.

putnik

«Мой путь – это не ваш путь, потому что я

не могу вас учить. Путь внутри нас, а не в богах,

и не в законах. Внутри нас путь, и истина, и жизнь…

Горе тем, кто живет примерами! Нет жизни в них.

Если вы живете в соответствии с примерами, вы

живете жизнью этого примера, но кто будет

жить вашу жизнь, как не вы сами? Так живете сами.

Есть только один путь, и это ваш путь.

Да пойдет каждый своим путем»…

(C.G. Yung  “LIBER NOVUS”)

«Индивидуальная душа не становится Брахманом

посредством истинного знания; она является Брахманом,

 как только она узнает, чем она является

 на самом деле и чем всегда была»

(Макс Мюллер «Т. Или П.Р.» Цитата приведена

в книге Алиса. А. Бейли. «От интеллекта к интуиции»)

«Постепенное обуздание тенденции

ума метаться от одного объекта к другому

(т.е. концентрация) и развитие способности

 к сосредоточенности (то есть медитация) дают

возможность созерцать…

Созерцание – это пауза,

во время которой активна душа»

(цитаты Патанджали и Э. Андерхилл

 в книге Алисы. А. Бейли «От интеллекта к интуиции»)

После недавней октябрьской конференции по аналитической психологии в Москве осталось какое-то странное послевкусие, которое еще долго окрашивало жизнь, пока, наконец, не оформилось в нечто удобоваримое. Вот и Луиджи Зойя, собственной персоной посетивший нашу столицу и познакомившись с российским юнгианским сообществом, будто принес с собой дух своих книг. Его «Созидание Души» с темой про интеллектуальную булимию, его «Наркоманией…» и, конечно, поиском ОТЦА как-то вплелось в ряд параллельных процессов, которые ничем как синхронией не назовешь. Здесь можно упомянуть и очередную порцию страданий новой клиентки по поводу ее отношений с едой, весом и обжорством, а также крик души моей давней клиентки, в будущем (мы оба на это надеемся) юнгианским аналитиком о том, как она перекушала  психологических знаний, но свой путь так и не нашла. Собственно многие из моих эссе «Археологическая психология», «Интеллектуальная Булимия» и «Зачарованность психологией» вертятся вокруг да около одной и той же мысли, которую так прямолинейно высказал Карл Густав в своей «Красной книге»: «Желающий быть пастором души обращается с людьми как с овцами. Он насилует человеческое достоинство. Это большое высокомерие говорить, что люди как овцы. Дай ему человеческое достоинство, чтобы он нашел свое восхождение или падение, свой путь».  

Как мы можем напитать (накормить) душу другого человека, если у нас не будет связи со своей Душой, а он вместо того, чтобы искать свою Душу, будет с жадностью вгрызаться в рудименты, следы и анналы чужого поиска души? Он будет глотать кокосовое молоко плодов чужой индивидуации. Может быть поэтому, мне так втемяшилась фраза на сессии, которую высказала моя давняя клиентка в ответ на мое предложение поискать себя через посещение тренингов и программ, наводнивших пространство аналитической психологии: «Мне надоел этот юнгианский фастфуд». До кучи, как говориться, дорогие мне коллеги вознамерились открыть очередную фабрику по изготовлению новых юнгианских тренингов, групп, кружков, вызвав у меня какое-то отторжение, больше похожее на то, что испытываешь на русских поминках, в которых ты обязан съесть все блюда в память об умершем. Я даже позлился на себя, а меня пожурили, что, мол, я боюсь женской креативности. Да и вообще, тема фастфуда как-то витала, казалось бы, в совершенно ином пространстве тематики «отцовства» на осенней конференции. Несомненным открытием конференции вместо инсайтов на тему ОТЦА, стали «мгновенные» техники архетипического исцеления на грани колдовства, которые оставили многих в каком-то недоумении и странном ощущении внутри, будто ты проглотил красиво украшенный и такой объемный «бургер кинг», что долго не мог позволить себе нормальную пищу.

Складывается впечатление, что для многих Карл Юнг и его наследие воспринимается не как опыт успешной и уникальной индивидуации, не как методы работы, оставленные отцом основателем, а как Великая Мать, которая заготовила столько психологического мяса, муки и ингредиентов, что позволит нам бесконечно выпекать юнгианские блины, и компоновать какие угодно бургеры на потребу и запросы алчущих исцеления, откровения и знаний. Разумеется, всем надо как-то жить: бургеры  изготовляются и продаются, помогая многим аналитикам выжить. Хочется денег и это понятно. Но я ставлю вопрос: не слишком ли много в современном юнгианском сообществе стало производиться психологического «фастфуда»? Не променяли ли мы свою собственную индивидуацию и диалог со своей Душой на скоротечное открытие и вывод на прибыль наших юнгианских «Бургер Кингов»? Я, вообще, молчу по поводу коллективных интересов, которые стоят перед нашим российским юнгианским сообществом, а именно создание полноценной, самодостаточной, национальной организации, которая не будет настолько зависеть о любого поветрия с запада, при котором нас сейчас шарахает из стороны в сторону. Сколько лет мы будем косяками бегать с выпученным глазами за каждым гуру или пророком с Запада, чтобы он, наконец, нас накормил и привел к идентичности?

Нас с вами окружает фастфуд. Наша жизнь постепенно превращается в какой-то перманентный фастфуд, фастлав, фастфак, фастинсайт, фастхилинг и т.д. (англ. fastfood, fastlove, fastfuck, fastinsight, fasthealing), втиснуться в который не в состоянии ни наша Душа, ни Божественное. Грустно смотреть, как наша российская юнгианская кухня постепенно превращается в «бургерианскую»: выглядит аппетитно и проглатывается. Вопрос только в том, переваривается ли она или откладывается внутри в виде «сердечного» или «умственного» жира?

Здесь будет полезно напомнить, чтобы вмещать и перерабатывать – нужно внутреннее пространство. Поиск своей Души и сохранение ее тайны, прохождение кризисов и переживание тотального одиночества, неисцеленные раны и духовный поиск, так каковой, - вот что первично, и что является истинной психологической пищей. И этой пищей нас может напитать только наша Душа. Другими словами установление канала с Самостью, открывает для нас 4D измерение, но для того, чтобы нас не разорвало на части, у нас должно быть достаточно 3D пространства. Такое ощущение, что поедая большие юнгианские бопперы, мы хотим искусственно расширить его, вывести из состояния плоскости чувств, плоских мыслей и примитивной обывательской жизни. Мне кажется, это не работает. Расширение внутреннего пространства, как и расширение сознания – тонкий и длительный процесс, требующий личного усердия и веры. Никаким фастфудом нельзя заменить длительный процесс личного анализа и установления контакта с Самостью. Сквозь тома знаний по аналитической психологии все труднее рассмотреть и осознать главное достижение жизни Карла Густава Юнга, то, что он смог реализовать мечту многих искателей и мистиков - стать истинным сыном Бога, который не только жил в двух мирах, являясь гражданином мира и Царства Небесного, но и сумевший оставить жизнеспособные намеки на истину, опираясь на которые, каждый сможет добиться, так сказать, своего собственного двойного гражданства.

Никакими бургер кингами мы не насытимся, никуда не продвинемся и ничего не найдем. Не дай Бог дожить до того времени, когда на очередной юнгианской конференции все будут спокойно воспринимать такие до боли знакомые слова: «Свободная касса»!

Андрей Можаров.

(Москва, 24-28 октября)

авторские статьи: http://mojarov.ru/articles/


Tags: юнгианство в России
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments