?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

meduza 1Зависть – одно из самых сильных чувств человека. Чувства и эмоции указывают нам направление течения либидо, т.е. психической энергии. Когда зависть поселяется в душе, она способна стянуть на себя большой объем либидо, и мы рискуем оказаться во власти агрессии, которая может быть направлена на объект зависти и/или на нас самих. Зависть может привести человека к ненависти по отношению к объекту за то, что он обладает чем-то, чего нет у нас, или мы обладаем этим в меньших количествах.  Часто люди завидуют тому, что есть у них самих, но сам факт наличия того самого у другого лишает их ощущения избранности, особенности и превосходства. Люди могут завидовать разным вещам, как материальным, так и нематериальным, а предмет зависти может быть от мелочно-нелепого до глобального.  

Зависть - древнее чувство, передаваемое из поколения в поколение, будто на генетическом уровне, став закостенелым импринтом человеческой психики, появившись задолго до социального расслоения примитивных народов. Охотник убивал другого охотника в дикой чаще за то, что тому боги даровали меткий глаз, сильные ноги и лучшую «самку» племени. Не случайно основные религии записали зависть в разряд смертных грехов, ибо нет более опасного и безумного человека, способного совершить преступление, чем того, кто одержим завистью.  Однако есть и другое мнение относительно превращения естественного человеческого чувства в смертный грех: стремление сдержать натиск либидо, загнать его в каменную келью нашей психики, чтобы агрессия, вызванная завистью, не могла пасть на власть имущих и богатых, а также на самого бога.

Итак, зависть – нечто вполне естественное в природе человека. Но проблема не столько в ней, сколько в том, как человек решает для себя, что с этим чувством делать… Когда мы начинаем завидовать, наше либидо привязывается к объекту зависти, и нам начинает не хватать энергии на другие цели, поэтому  зависть можно с успехом назвать вампиром нашей психики. Примеров можно привести бесконечное множество. Приведу один банальный, и один не очень. Вот некая студентка провинциалка из небогатой семьи  приходит на лекцию накануне важного экзамена и видит свою однокурсницу, загорелую и отдохнувшую, по ее собственным рассказам, на Сейшелах. Обе учатся на финансово-экономическом факультете. Одна мечтает его закончить, сделать карьеру и много зарабатывать, чтобы позволить-таки себе летать на дорогие курорты, а вторая уже сейчас обеспечена с головы до ног. Таким образом, ценность образования и последующей карьеры для первой - несравнимо более высокая, чем для второй. Впереди важный экзамен, а нашу бедную студентку посещает вдруг неимоверное чувство зависти к своей однокурснице: у нее падает настроение, жизнь кажется несправедливой, ее начинают посещать многочисленные фантазии и эмоции: «вот бы ей таких родителей, вот бы вообще поменяться с ней местами», «чтобы ей пусто было», «все равно я красивей ее», «все у меня еще будет, а если не будет», «и почему я не колдунья, наслать бы проклятье…» Зависть постепенно берет над ней власть, и начинается процесс ухода от реальности: вместо того, чтобы готовиться к своему важному экзамену, сдача которого будет приближать время ее успешной карьеры и собственной «поездки на Сейшелы», она придается бесполезным завистливым мыслям.

Не очень банальный пример. В анализе часто присутствует зависть. Клиент может завидовать достоинствам, которые он сам приписывает аналитику. Масштабы фантазий клиентов по поводу своих аналитиков часто приводят их к чувству зависти, с которым очень важно работать. Например, клиент может завидовать аналитику, что тот нашел себя в жизни, занимается любимым делом и неплохо зарабатывает, живет в уютном домике с камином где-нибудь в Рублевской резервации, что аналитик умнее его, успешнее и счастливее, а иначе как по-другому: они же сидят каждый в своем кресле, «врач и больной»!? Парадокс заключается в том, что в действительности такие клиенты зарабатывают в десять раз больше, имеют в пять раз больше талантов и способностей, возможностей, наконец, прочитали в десятки раз больше книг, и все равно завидуют. Сюда же можно отнести «молодых» коллег, которые ходят на анализ и готовятся к собственной практике с клиентами. Они естественно завидуют, что аналитик «уже», а они «еще нет». Работа с завистью заключается в признании наличия этого чувства, в выработке правильного отношения к нему, как свойственному человеческой природе. Здесь важно осознать, что энергия зависти может быть направлена по деструктивному руслу (желание разрушения объекта и/или саморазрушение, агрессия), может быть вытеснена в бессознательное, и тогда человек лишается возможности использовать эту энергию (есть вероятность последующего выхода этой энергии через симптом), и, наконец, она может быть трансформирована в продуктивный, творческий акт.

Под продуктивным, творческим актом  я подразумеваю усилия по индивидуации и/или преобразованию внешней реальности. Если мы возьмем пример со студенткой, то она выбрала деструктивный путь. Она могла бы вытеснить свою зависть и с деланной улыбкой на лице впасть в отрицание (что-то типа «сдались мне эти Сейшелы»), села бы учить свой экзамен, но тогда ее зависть будет снова и снова выползать наружу, играя свою партию против нее самой.  Зависть относится, несомненно, к теневым сторонам нашей психики, но ничто так не высвобождает либидо, как столкновение со своей Тенью и продуктивная ее интеграция. Таким образом, индивидуационный выбор этой девушки заключался бы в попытке признать (разумеется, со всеми сопутствующими эмоциями), что она завидует своей сокурснице, что, в общем-то, есть чему завидовать, но «моя жизнь и судьба – это мой личный, так сказать, эксклюзив», и она готова приложить максимум усилий для получения отличного образования и построения карьеры. Возможно, ее размышления привели бы ее к мысли, что жизнь так непредсказуема, а она еще так молода, что возможно ей не придется ждать несколько лет, потому что она может после успешной сдачи экзамена пойти с этой подругой в клуб (в который, кстати,  она ее много раз приглашала, но получала отказ, потому что зависть взяла верх) и встретить там своего «принца».

Что касается работы с клиентами, в ней мы сталкиваемся с завистью лицом к лицу, работаем с ней, как с проявлением нашей и коллективной Тени, трансформируя ее энергию не в агрессивные нападки на окружающих или самоедство, не в разрушающие мысли о собственной никчемности и несостоятельности, не в создание новых невротических симптомов, а в творческий акт внутреннего поиска, познания себя и своего места в мире, в преобразование внутренней и внешней реальности. Однако анализ никогда не идет идеально. Например, бывают люди, которые действительно очень завистливы, но при этом, по причине пережитых травм  и/или негативных, подавляющих фигур, их агрессия бывает заблокирована. Другими словами, их так часто и  сильно «стирали в порошок»,  они испытали так много часов безысходности, бессилия и страха, что нормальное течение либидо в виде агрессии (а при таких обстоятельствах энергия канализируется именно по линии гнева, ярости и агрессии) становится невозможным. Вместо защитной агрессии у человека возникает тревога, фобии, психосоматика и т.д. В итоге, аналитику ничего не остается, как только идти к высвобождению либидо через проявление агрессии. Проработка зависти – один из самых лучших путей к появлению у клиента способности сначала неадекватно, а затем адекватно выражать свою агрессию. Важно соблюдать в этом процессе границы и сохранять контейнер, иначе чрезмерное проявление агрессии может разрушить весь процесс.

Зависть может сопровождать нас с самого детства. Будучи детьми (а мы всегда ими, так или иначе, остаемся) мы завидуем нашим сверстникам, нашим родителям, другим взрослым. С другой стороны, родители часто завидуют своим детям. Молодые могут завидовать зрелым и успешным, старики молодым, больные люди завидуют здоровым, бедные богатым, неимущие и бесправные тем, у кого есть власть. Зависть детей к взрослым заставляет их быстрее повзрослеть и достигнуть равенства или превосходства с ними. Взрослые часто чрезмерно подчиняют своей воли детей, добиваются от них того, чтобы они стали их продолжением или выполнили миссию, которую самим не удалось осуществить -  так выражается их зависть. Подростки часто агрессивны по отношению к взрослым, потому что они завидует их независимости,  борются против их власти. Бедный  и бесправный пускается в самый невероятный путь, может сотрясти фундамент самого стабильного общества и мощного государства, если его зависть к богатым и успешным становится «вечным двигателем» его борьбы и развития. Богатый человек, обремененный деньгами и адской ношей ответственности за сохранение своего капитала, часто завидует простой жизни и простой любви. Зависть – один из столпов, на котором держится современная экономическая система, остальные: гордыня, алчность и прелюбодеяние.

Также следует помнить, что зависть может носить коллективный характер. Угнетенные или отсталые народы часто в коллективном порыве зависти по отношению к богатым и развитым странам проецируют на них собственную Тень. Агрессия, вызванная коллективной завистью, порождает ненависть и войны, терроризм и фундаментализм, что, в конечном счете, может привести к замедлению развития цивилизации, к ее деградации. Социальное неравенство, отсутствие реального народовластия, несвободные, погрязшие в коррупции суды, превознесение элиты над остальными гражданами страны порождает в России социальную зависть, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Общество, не способное работать со своей коллективной Тенью, обречено на распад и хаос. Коллективная энергия нации в настоящее время направлена не на развитие, а на бесполезное сжигание в несовершенной топке одряхлевшей системы власти.

(продолжение следует).

Нетания (Израиль), август  2012

Источник:
http://mojarov.ru

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow