Andrey Mozharov (andreymozharov) wrote,
Andrey Mozharov
andreymozharov

РАБОТА ПРАЧКИ. Часть 1. (размышления об анализе и алхимической символике)



Мир алхимических символов вовсе не относится к куче хлама,
оставшегося от прошлого, но находится в совершенно реальных
и живых отношениях с самыми последними открытиями
в психологии бессознательного. Не только эта современная
отрасль психологии дает нам ключ к тайнам алхимии,
но также и алхимия, в свою очередь, снабжает психологию
бессознательного многозначной исторической основой…»

(К.Г. Юнг «Таинство воссоединения»)

Знакомясь с алхимическим трактатом известного философа и доктора медицины 17-ого столетия Михаила Майера «Убегающая Аталанта», я обнаружил превосходную коллекцию алхимических образов, которые могут подойти под описания психических процессов. Как известно, К.Г. Юнг заново открыл для нас алхимию, как предтечу не только естественных наук, но и будущих открытий в психологии. «Алхимики, за редким исключением, не знали, что проникают в структуру психики, а думали, что объясняют преобразование материи… Всё психическое беременное будущем… То, что тогда (в Средневековье) назревало в бессознательном, принесло свои плоды в широчайшем развитии естественных наук, младшая сестра которых – эмпирическая психология… Алхимия – это предчувствие будущих открытий в психической сфере…» (из работы К.Г. Юнга «Таинство воссоединения»).

Михаил Майер снабжал свои алхимические эмблемы не только комментариями, поясняющими их возможный смысл, но писал к ним эпиграммы, а также музыкальное сопровождение, сочетание всего этого, по его мнению, могло помочь приблизиться к истинному смыслу данного символического образа. Мне понравились многие эмблемы и эпиграммы к ним, однако одна из них почему-то меня очень тронула. Это третья эмблема под названием «Следуй примеру женщины, стирающей белье». Изображение ее вы можете видеть на иллюстрации к данной статье. Знакомясь с рассуждениями автора и медитируя над этой алхимической картинкой, мне показалось, что она может служить символом аналитической работы с клиентом.

Итак, универсальность образа доказывается, в том числе тем, как много смыслов он в себя вбирает, поэтому в символе каждый может видеть его определенную грань. Посмотрим, что я увидел в этой эмблеме, которую я назвал «Работа прачки». Но сначала, я приведу несколько вариантов эпиграмм к ней:
1.

Ты, о любитель сокрытых от взора учений,
Не пропусти ни намека единого здесь, ни примера:
Вот, посмотри – эта женщина занята стиркой.
Видишь, как льет она в чашу горячую воду?
Ей подражай, а не то опорочишь Искусство
И не сумеешь отмыть наше грубое тело.

2.

Ты, любяй пытать и пить истины сокрыты.
Извлеки из опыта примеры зарыты:
Вот жена, творяща труд, ея свойственен роду, —
Мечет грязное белье в горячую воду.
Таковой же подражай: художника дело –
Смывать волной черну грязь пречерного тела.

Вот что пишет сам Майер в своих рассуждениях к этой эмблеме: «Когда белье грязно и выпачкано нечистотами Земли, его отстирывают ближайшей к ней стихией – а именно Водой; после чего белье выставляют на Воздух, где влага вместе с нечистотами удаляется под воздействием солнечного жара, каковой играет роль Огня, представляющего собой четвертую стихию; сие действие многократно повторяется, и белье становится чистым и безупречным. Такова Женская работа… То же самое происходит с субъектом Философского Делания, потому что какие бы нечистоты и примеси не присутствовали в нем, все они будут удалены при добавлении соответствующей Воды, и все тело придет в состояние чистоты и совершенства… Ибо, как сказано в Розарии Философов: «В одеждах сих – Божественный Принц, покрытый грязным потом, коего следует отмыть в Огне и обжечь при помощи Воды»…

Известно, что многовековые усилия алхимиков по получению Философского Камня имело под собой нечто, что можно назвать средневековым способом индивидуации. Своей трудоемкой и многолетней работой над химическими веществами, они, как открыл нам Юнг, творили свою дорогу к Самости . Хитроумные и пространные операции, взаимодействие веществ, ведущее к сомнительным результатам, таинственность, смешанная с абсолютнейшей ахинеей – все это не могло вызвать ничего кроме насмешек и скуки у более или менее рационального ума. И все-таки веками множество алхимиков, а также их учеников в темных подвалах снова и снова проживали свою жизнь, посвященную только одной цели: обретению совершенства, мастерства и обретения тайных знаний, ведущих к вечной жизни и блаженству. Образ Самости – самого сложного и всеохватывающего архетипа проецировался вовне, принимая облик Философского камня, Сына Божьего, Божественного Принца, Золота, Алмаза, Саламандры, Грааля и т.д., а внутрипсихический процесс постижения этого архетипа превратился в многочисленные алхимические операции и реакции веществ.

Вернемся к нашей прачке. Терапевтическая работа, и это ни для кого не секрет, — Женская работа. Разумеется, не в том, что эта работа только для женщин, а в том, что традиционно само бессознательное ассоциируется с женским началом, а погружение клиента в него часто сравнивается с погружением Дитя в купель, наполненной темными водами. Профессиональный врачеватель душ волей неволей вовлекается в замысловатые отношения со своей Душой, которая, как учит Юнг, у мужчин имеетженскую природу. Работа с бессознательным – это процесс взаимодействие с иррациональным, неосознанным и, зачастую, опасным психическим материалом; она сопровождается влажными процессами, например, слезами. Алхимики исчезли с лица Земли несколько столетий назад, оставив потомкам многочисленные витиеватые учения и малополезные для практической жизни труды, однако специалисты по глубинной психологии продолжают открывать в их трудах символическое выражение тонких психических процессов коллективного бессознательного. С развитием цивилизации постепенно исчезает еще одна профессия – прачка. Труд ее – тяжелый, малооплачиваемый, требует усердия, терпения и философского отношения к жизни. Вам это ничего не напоминает?

Предлагаю читателю посмотреть снова на эмблему Майера. На картинке мы видим прачку за своей работой. Она подливает воду в большой деревянный чан, в котором, по-видимому, стирается белье. В нижней части этого чана находится кран, из которого выливается вода в меньшую по объему деревянную кадушку. Мы видим процесс перемешивания воды с целью стирки белья, когда чистая кипящая вода подливается сверху. В нижней части скапливается грязная вода, которую потом удаляют через нижний кран. Одновременно с этим в другой части рисунка позади прачки располагается нечто вроде каменного котла, в котором кипятится вода, которую она носит в своей маленькой кадушке, чтобы подливать в большой чан. Котел бурлит, огонь полыхает, пар стремится вверх – работа идет. Женщину, конечно, жалко. Сколько раз ей придется выполнить столь незамысловатую операцию, прежде чем грязное белье отмоется и будет вывешено на воздух!?

В долгом аналитическом процессе , когда приходится снова и снова возвращаться к анализу подавленных переживаний или затрагивать травму с нескольких подходов, иногда приходится бегать туда-сюда от горячего котла с бурлящей водой обратно к чану, где идет процесс очищения, не забывая выливать нечистоты и подбрасывать хворост, чтобы огонь не показ. В средневековье тяжелый труд прачки длился целый день от рассвета до заката, скажем часов двенадцать, а те же двенадцать часов анализа могут занять 3 месяца, при условии, что клиент посещает сессии не менее 1 раза в неделю. Как вы понимаете, у него с собой для стирки не одна юбка или сорочка, а часто почти весь гардероб, и не только его личный, но и доставшийся в наследство от своих родителей, прародителей. Частенько они приносят с собой не только свое нижнее белье, но и белье супруга(ги), а если иногда становится невмоготу копошиться в своем, то пытаются стирать нижнее белье соседей, подруг и даже коллег. Такой с виду примитивный процесс – ценная возможность отслеживать параллельные или последовательные процессы, которые идут при стирке белья, имея возможность отдельно их рассматривать и кое-как контролировать. Собственно прачка, т.е. аналитик совсем не робот и не идеален, поэтому время от времени наблюдается потеря контроля над процессом. Например:

А) Недостаточно заготовили хвороста, что может привести к тому, что огонь в котле погаснет. Это бывает, когда аналитик не рассчитал свои силы или силы клиента, как говориться «не хватило огня».
В) Поместили слишком много хвороста в топку, вызвав чрезмерно сильную реакцию кипения, т.е. взрыва эмоций, которые рискуют залить огонь аналитического процесса.
Г) Обожгли клиента огнем несвоевременных и грубых интерпретаций или интервенций, а может быть обварились сами кипятком его защитных реакций.
Д) Не успели вовремя перекрыть краник для слива грязной воды, получив целый фонтан нечистот, в котором испачкались оба.
Е) Загрузили в чан с водой слишком много грязного белья, так что прачка не справившись, села у него с поникшей головой, не в силах понять, что делать дальше.
Уверен, что если подумать, то можно много еще накопать аналогий. Но самое главное, что этот процесс должен продолжаться. Анализ должен быть продолжен.

продолжение следует...

(Москва, 2010—2012 гг).


Источник: http://mojarov.ru/articles/
Tags: психология и алхимия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments